Виртуальный кабинет ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Диагностический инструментарий

развернуть

Список используемых методик

  1. Методика «Дом.Дерево.Человек» (Дж.Бук)
  2. Тест «Несуществующее животное»
  3. Рисуночный тест «Моя семья»
  4. Рисуночный тест «Кактус»
  5. Рисуночный тест «Моя семья»
  6. Метод незаконченных предложений (С.И.Подмазин)
  7. Проективная методика незаконченных предложений модифицирована

Е.Н. Волковой

  1. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан.
  2. Изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой.
  3. Личностный опросник Г.Айзенка
  4. Опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис.
  5. Тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера)
  6. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  7. 14. «Шкала тревожности» Сирса
  8. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
  9. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»

(М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

  1. Методика «Шкала тревожности» Р.С.Кондаша
  2. Опросник Шмишека.
  3. «Стратегии семейного воспитания».
  4. Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Подростковый вариант.
  5. Методика «Интервью с ребенком»(автор А. И. Захаров)
свернуть

Консультативная деятельность

развернуть

Консультации для родителей

  1. Здоровый образ жизни в семье.
  2. Причины агрессивного поведения детей. Роль семьи в воспитании нравственных качеств детей.
  3. Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)
  4. Влияние стиля семейного воспитания, традиций семьи на формирование личности ребенка.
  5. Влияние агрессивных действий родителей на развитие ребёнка.
  6. Воспитываем добротой.
  7. Гордиться или стыдиться.
  8. Что такое детская ложь? Как с ней бороться?
  9. Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию?
  10. Дом без насилия.
  11. Жизнь без конфликтов.
  12. Здоровая семья – здоровый ребенок.
  13. Как бороться со страхами.
  14. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Как научить ребенка владеть собой?

  1. Как проводить с ребенком досуг.
  2. Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей.
  3. Рекомендации родителям по профилактике игровой и компьютерной зависимости.

18.Конфлткты с детьми и их пути решения.

19.Мирные способы предотвращения агрессии.

  1. Нравственное воспитание детей.
  2. Образец поведения ребёнок ищет в семье.
  3. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами.
  4. Папа может все что угодно, или роль отца в многодетной семье.
  5. Поговорим О Суициде.
  6. Причины нарушений детско-родительских отношений.
  7. Подростковый возраст: проблемы полового воспитания.
  8. Семейные ссоры и дети.
  9. Трезвость в семье – залог успешного воспитания.
  10. Несколько слов о пользе доброты.
  11. Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей.

Консультации для учащихся

  1. Что такое здоровье и как его сохранить.
  2. Вредные привычки.
  3. Беседа «Дружба – какое чудесное слово!»
  4. Как избежать конфликтов с родителями.
  5. Как не стать жертвой семейного насилия?
  6. Как противостоять агрессии со стороны окружающих.
  7. Как справиться со сложной жизненной ситуацией.
  8. Мое профессиональное будущее – мой выбор.
  9. Ответственное поведение.
  10. Дружить или ссориться?
  11. Семья — это то, что с тобою всегда.
  12. Умей сказать «нет».
  13. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
  14. Правила бесконфликтного общения.
  15. Жизнь – бесценный дар.
свернуть

Коррекционно-развивающие программы и занятия

развернуть
  1. индивидуальные коррекционно-развивающих занятия на снижение признаков и проявлений тревожности, развитие навыков поведения в ситуациях вызывающих тревогу, развитие самооценки, укрепление уверенности в себе, развитие навыков межличностного общения.
  2. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на формирование психосоциальной компетентности у несовершеннолетних.

3.Занятие «Учимся общаться» на  развитие коммуникативных навыков.

  1. Занятие «Мой мир» (обучение налаживанию адекватных отношений).
  2. Занятие «Учимся общаться» на развитие коммуникативных навыков.
  3. Занятие «Дружить или ссориться?» на формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.
  4. Занятие с элементами тренинга, «Познай себя - кто я, какой я?» (по профилактике суицидального поведения «Улыбнись жизни – ты ей нравишься!».
  5. Занятие «Умей сказать «нет» (обучение учащихся навыкам отказа в случае оказания психологического давления).
  6. Занятие «Колесо жизни» на формирование более полного представления о себе.

11.Занятия с применением МАК: «Метод свободных ассоциаций», «Окно Джо и Гарри», «Решение проблемы».

  1. Занятие «Выход есть всегда» на выявление ценностных ориентаций и осознание смысла жизни.
  2. Занятие «Я и моё настроение» на обучение снятию излишнего напряжения.
  3. Занятие «Я и моя тень» на формирование самодисциплины.
  4. Занятие «Я и мои эмоции» (обучение способности адекватного реагирования на различные ситуации).
  5. Занятие «Защищать или защищаться» на формирование умения общаться с окружающими.

внимание старшеклассников на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития).

  1. Занятие
  2. Занятие «Зеркало» ( обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций).
  3. Занятие «Портрет» на формирование ответственного отношения к собственному здоровью.
  4. Занятие «От улыбки станет всем светлей» на обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.
  5. Занятие «Я и моя тень» на формирование самосознания.
  6. Занятие «Моя саморегуляция» на повышение стрессоустойчивости у учащихся перед экзаменами.
  7. Занятие «Обида» на развитие умения справляться с трудностями.
  8. Занятие «Мой герб» на формирование самосознания подростка, личностный рост.
  9. Тренинг «Развитие навыков общения и взаимодействия» (сформировать у участников положительного отношения к человеку, расширить опыт взаимодействия участников друг с другом).
  10. Тренинг «Развитие навыков самоуважения и понимания других» (сплочение участников, углубление процессов самораскрытия, укрепление самооценки, научение взаимодействовать друг с другом).
  11. Тренинговое занятие «Развитие навыков управления эмоциями» (приобретение опыта переживаний различных эмоций, развитие способности самоанализу, самораскрытию, поднятию самооценки).
свернуть

Профилактико-просветительская деятельность

развернуть

Для родителей

  1. Информационный бюллетень «Насилие в семье. Виды и последствия».
  2. Памятка «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей».
  3. Памятка «10 заповедей для родителей».
  4. Памятка для родителей «Профилактика депрессии у подростка».
  5. Информационный лист по профилактике курения, алкоголизма, употребления психоактивных веществ (ПАВ).
  6. «Информация о кризисном состоянии подростка. Как распознать и увидеть».
  7. «Что такое родительская забота».
  8. Памятка «Информация о кризисном состоянии подростка. Как распознать и увидеть».
  9. Выступление с темой «Профилактика домашнего насилия. Что может сделать школа по предупреждению насилия семье?» на родительском собрании.
  10. Памятка «Родительская забота».
  11. «Профилактика суицида среди подростков: рекомендации для взрослых».

                                             

Для учащихся

  1. Информационный час «Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних».
  2. Как сохранить психическое здоровье.
  3. Лекторий «Твой выбор – твоя жизнь!»
  4. Памятка для подростков «ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК».
  5. Памятка «Защити себя».
  6. Памятка «Правила бесконфликтного общения».
  7. Памятка «Правила поведения во время летних каникул».
  8. «Причины кризиса в подростковом возрасте».
свернуть

Профилактика суицида среди подростков: рекомендации для взрослых

развернуть

Что такое суицид и суицидальное поведение?

Есть темы, о которых говорить и писать непросто. Потому что они очень важные и заряжены сильными эмоциями: страхом, злостью, отчаянием и бессилием. Однако не стоит, молчать и отрицать существование проблемы. Невозможно отмахнуться от того факта, что в нашей жизни есть феномены, проявление которых не зависит от того, верим мы в них или нет, говорим о них или нет: например, смена времен года, распространение инфекционных заболеваний, подростковые суициды.

Давайте разберемся в этой большой теме и том, как можно профилактировать возникновение суицидальных попыток.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.

Стоит отметить, что есть некоторый пресуицидальный этап, когда мысли о смерти, усталости, тяжелой жизни кратковременны и человек не включается в них слишком глубоко. Например, «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончится?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.

Если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью».

Далее, если эти мысли становятся преобладающими и переходят в этап высказывания, планирования суицидальной попытки, то это уже этап суицидального поведения.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, планирование, суицидальные покушения и попытки.

Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Часто у людей с суицидальным поведением есть такие черты как перфекционизм, импульсивность. Также часто исследователи отмечают низкую способность к адаптации и слабо развитый навык решения проблем. Сочетание высоких требований к себе и при этом использование только одной привычной стратегии решения проблем может повлечь за собой рост напряжения и накопления «ошибок» и недовольства собой; общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости; общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, отчаяния, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии. Нередко отсутствует социальная поддержка, так как, вследствие высокого перфекционизма, обратиться за помощью значит признать свою «слабость», «некомпетентность». При этом использование только одной привычной стратегии преодоления трудностей ведет к снижению адаптации и чувству безвыходности ситуации.

Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли.

Общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание невыносимости существования. Агрессия может проявляться, если мотивом совершения суицида является сильное чувство вины, никчемности, стыда. В этом случае суицид – это форма наказания;

Общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. Суицидальное поведение хоть и имеет ряд универсальных проявлений, но каждый человек, как уникальная личность, будет переживать его в соответствии со своими особенностями. Поэтому особенно важно знать близким об общих проявлениях суицидального поведения, так как близкие знают подростка и могут первыми заметить неладное.

Есть разница между триггером и причиной самоубийства

Триггером может послужить любая стрессовая ситуация. Так как мы очень сложная система, то воспринимаем, реагируем на стрессовые события по-разному и выводы делаем из нее разнообразные.

Например, такая-то ситуация (ссора, неуспех, отвержение) вызвала эмоциональный дискомфорт. Это состояние накладывается на личностную структуру и имеющиеся на данный момент энергетические ресурсы. Если это тревожный человек, с высокими требованиями к себе, окружающим, выросший в ситуации эмоционального, физического или сексуального насилия, то реакция на данное событие может быть сильной и повлечь за собой мысли о суициде.

Соответственно, концентрировать внимание на этих событиях будет неэффективно для профилактики суицидального поведения.

 

Причины суицидального поведения

Группа риска среди детей подросткового возраста:

- подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид);

- подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

- подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию);

 - подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды;

- алкоголизированные подростки. Употребление алкоголя способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду;

- подростки, страдающие зависимостью от употребления наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы;

- подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы);

- подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);

- подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери;

- подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.

     Специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), сталкивающиеся с этими группами должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Подростки могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

 

Признаки риска совершения суицида у подростков

Заметная перемена в обычных манерах поведения:

-недостаток сна или повышенная сонливость;

-ухудшение или улучшение аппетита;

-признаки беспокойства;

-признаки вечной усталости;

-неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;

-усиление жалоб на физическое недомогание;

-склонность к быстрой перемене настроения;

-отдаление от семьи и друзей;

-упадок энергии;

-отказ от работы в клубах и организациях;

-излишний риск в поступках;

-поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

-необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;

-усиленное чувство тревоги;

-выражение безнадежности;

-приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления;

-раздача в дар ценного имущества;

-приведение в порядок всех дел;

-разговоры о собственных похоронах;

-составление записки об уходе из жизни;

 

Словесные или письменные заявления:

  • «Ненавижу свою жизнь!»;
  • «Они пожалеют о том, что мне сделали!»;
  • «Не могу больше этого вынести... Надоело... Сколько можно! Сыт по горло!!!»;
  • «Я решил покончить с собой!»;
  • «Просто жить не хочется... Пожил и хватит!»;
  • «Никому я не нужен... Лучше умереть!»;
  • «Это выше моих сил...»;
  • «Ненавижу всех и все!!!»;
  • «Единственный выход – умереть!!!»;
  • «Больше ты меня не увидишь!..»;
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»;
  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

 

Профилактика суицидального поведения среди детей:

 рекомендации для взрослых.

Как понять, что риск есть и что делать?

Прежде всего, одной из важных социально значимых задач для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении.

 

Миф 1. Самоубийства совершают только психически нездоровые дети.

Истина заключается в том, что среди самоубийц психически нездоровых людей не больше, чем среди остального населения.

Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.

Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Любовь и внимание к проблемам ребенка может предотвратить роковой шаг.

Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда не совершит суицид.

Истина в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.

Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в 50% случаев, ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, т.к. такие разговоры могут спровоцировать суицид.

На самом деле, дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, эмоциях.

Миф 6. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство.

На самом деле, в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет на количество самоубийств в различных возрастных группах.

Миф 7. Существует тип людей, склонных к самоубийству; влечение к которому передается по наследству.

Это утверждение никем научно не доказано.

Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:

- говорить с ребенком открыто и прямо;

- говорить ребенку о своей любви к нему;

- дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;

- слушать с чувством искренности и понимания;

прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки - ребенку, нуждающемуся в помощи;

- заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;

подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);

- при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;

- просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;

- попытаться установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;

- попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, гордость, совесть и т.д.).

 

Ключевые моменты, которые необходимо донести подростку

Выход есть. Здесь может быть очень жизнеутверждающим пример жизни психолога Виктора Франкла. В своей книге «Сказать жизни да!», он описал ужасы концлагеря, в котором находился во время Второй Мировой Войны. Будучи обычным заключенным, Франкл описал в этой книге то, как мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии людей и о том, как воля к жизни и смысл жизни могут помочь выжить даже в самых невыносимых условиях, пережить самое темное время и остаться человеком.

Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. В связи с этим, большая часть информации о суициде, которую дети черпают из Интернета, СМИ – нельзя рассматривать как истинный факт.

Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так, как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, очень опасный и с реальной жизнью никак не связанный.

Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду, ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Такие люди уже не смогут работать, например, в МВД, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось.

Диагностика риска совершения суицида

Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста).

 

Что почитать?

Родителям:

 1) Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008.

Само название книги уже говорит за себя. Как можно и нужно общаться с неуправляемым ребенком, чтобы он слушался? Как общаться с разгневанным или чем-то расстроенным ребёнком? Как общаться с людьми в принципе? Эта работа стала классическим трудом по воспитанию детей и помогла найти общий язык с ребёнком уже не одному поколению родителей.

  1. Книга для неидеальных родителей,или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик.

(Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.

Эта книга — не руководство по эксплуатации прибора под названием «ребенок», это размышления и наблюдения опытного психолога, работающего со взрослыми и детьми, чьи судьбы, истории и примеры могут помочь каждому, кто хочет вырастить счастливого человека, творящего собственную судьбу, она о том, как не воспитывать, а жить любя.

 Как любить ребёнка / Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980.

Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя не бросать своих подопечных до самого конца. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей. 

  1. Воспитание без стресса/ Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2013.

Воспитание детей – это навык. И, как любой другой навык, требует освоения. Книга всемирно известного эксперта по воспитанию доктора Марвина Маршалла преобразит родительскую жизнь. Она расскажет о том, как вырастить детей успешными, самостоятельными и ответственными, не прибегая при этом к подкупам, угрозам или наказаниям. 

  1. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? /под ред. Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013 –  67 с. 

В книге в доступной форме представлены научно-практические наработки, связанные с особенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи; описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков. Книга содержит рекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращать внимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти, смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощью специалистов.

 

Детям и подросткам:

 6) Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011. 

Смысл жизни / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011. 

Вопросы! Больше вопросов! Дети часто о чем-нибудь спрашивают. Взрослые не всегда любят отвечать. В книгах знаменитого психолога, философа-практика и эксперта ЮНЕСКО Оскара Бренифье вопросы о важном - часть забавной игры. И детям, и взрослым интересно в нее играть, получая удовольствие от процесса. (Для детей 7-15 лет)

  1. Как строить мосты, а не стены.Книга для детей неидеальных родителей / Ирина Млодик. Издательство «Феникс», 2013.

Родители часто не могут преодолеть особый порог в обсуждении с детьми некоторых щекотливых вопросов. Ребенок понимает, что темы смерти, развода, сексуальных отношений, алкоголизма и наркомании, переезда и многие другие, являются запретом. Чем-то из ряда вон. Чем-то неудобным, страшной черной дырой, куда не стоит и заглядывать нормальному человеку. (Для детей среднего школьного возраста).

  1. Предотвращение самоубийства подростков.Руководство для подростков / Вроно Е.М.

Академический проект, 2001 г.

В этой книге автор помогает подросткам научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, учит, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. (При возникновении соответствующего запроса (интереса к теме) со стороны ребенка, для детей 7 среднего и старшего школьного возраста).

 

Что посмотреть

Родителям: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (Н. Лебедев, Э. Ясан, 1979);

Вместе с подростком: «Это очень забавная история» (“It’s Kind of a Funny Story” А. Боден, Р. Флек, 2010).[2]

 

свернуть

Рекомендации педагога - психолога по снижению уровня тревожности учащихся

развернуть

Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у подростков преобладают высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, агрессивность и конфликтность поведения, снижено оптимистическое восприятие будущего.

Механизм фрустрации действует достаточно просто, но неумолимо. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «бьет» по организму. В итоге гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, язва желудка, бронхиальная астма, экземы, гипертиреоз, диабет и другие недуги. Словом, психогенные факторы заболеваний слишком серьезны, чтобы относиться к ним безответственно. Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?

Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм, то снимать напряжение надо (за неимением лучшего) медикаментами. Транквилизаторы стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

  • Первое.Следует научиться сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях.
  • Второе.Давать отдых своей нервной системе. Запомнить: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Можно попробовать вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Это очень эффективно! В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2—5 минут.
  • Третье.Вытеснить неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытаться усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают положительные эмоции.

    Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.

Упражнения для снятия стресса, которые помогут перед экзаменом

Упражнение 1

  1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения не потребуется ничего, кроме стены.
  2. Нахмурить лоб, сильно напрячь лобные мышцы на 10 секунд; расслабить их тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксировать свои ощущения в каждый момент времени.
  3. Крепко зажмуриться, напрячь веки на 10 секунд, затем расслабиться — тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее.
  4. Наморщить нос на 10 секунд. Расслабить. Повторить быстрее.
  5. Крепко сжать губы. Расслабиться. Повторить быстрее.
  6. Сильно упереться затылком в стену, пол или кровать. Расслабиться. Повторить быстрее.
  7. Упереться в стену левой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.
  8. Упереться в стену правой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.

Упражнение 2

Если обстановка вокруг накалена и чувствуется, что теряется самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как только можно, напрячь пальцы ног. Затем расслабить их.
  2. Напрячь и расслабить ступни ног и лодыжки.
  3. Напрячь и расслабить икры.
  4. Напрячь и расслабить колени.
  5. Напрячь и расслабить бедра.
  6. Напрячь и расслабить ягодичные мышцы.
  7. Напрячь и расслабить живот.
  8. Расслабить спину и плечи.
  9. Расслабить кисти рук.
  10. Расслабить предплечья.
  11. Расслабить шею.
  12. Расслабить лицевые мышцы.
  13. Посидеть спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда появится состояния медленного плавания - это означает полное расслабление.

Упражнение 3

  1. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
  2. Начать считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  3. Закрыть глаза. Снова посчитать от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхать, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  4. Не раскрывая глаз, считать от 10 до 1. На этот раз представить, что выдыхаемый воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  5. Плыть по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, нужно дышить медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю можно начать считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Упражнения, которые помогают избавиться от волнения

  1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
  2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
  3. Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижать орех к левой ладони и делать круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2—3 минуты. То же проделать 2—3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
  4. В завершение успокоительной гимнастики слегка помассировать кончики мизинцев.

 

свернуть

Как сохранить психическое здоровье

развернуть

Памятка детям

развернуть

«Чтобы ребенок не стал жертвой насилия»

 Что нужно знать, чтобы не стать жертвой насильника:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай: «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
  • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от неё (могут силой усадить в машину и увезти)
  • ни в коем случае не разговаривай с людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
  • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды.
  • Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Никогда не садись в чужую машину, даже если за рулем женщина.
  • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей. Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку. Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними. В автобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка - твоя.
  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы.

ЗАПОМНИ! Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у человека

свернуть

Памятка родителям

развернуть

«Чтобы ребенок не стал жертвой насилия»

Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у человека.

Здоровье детей - это будущее нашей страны.

Почему именно ДЕТИ становятся жертвами  преступлений?

Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
  • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, что ребенок смотрит (исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия).

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

“Правило пяти “нельзя”:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Также Вы должны внушить своему ребенку следующие правила поведения

 вне дома:

Если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед.

Если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, объясни, как ему пройти до интересующего места, и ни в коем случае нельзя поддаваться на его уговоры проводить. Даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда с ним идти.

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/