Без ЦТ, но с испытанием
Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету. Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, таким образом выстраивается конкурс. Сдавать ЦТ в этом случае не надо. Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня.
С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента.
Обратите внимание, человек, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ. Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение.
Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.
Гарантированное рабочее место – главный бонус
Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже. Из практики, кстати, всегда высокий конкурс на целевую подготовку по медспециальностям.
Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.
Три пути поиска направления
Целевой договор должен быть оформлен и подписан со стороны заказчика и абитуриента до начала приема на обучение. Чтобы взять направление, не надо обзванивать предприятия без системы. Главное, необходимо определиться, где 11-классник хочет работать.
Есть несколько вариантов. Первый (наиболее выигрышный, но и самый трудоемкий) — самостоятельные поиски. Лучше не откладывать их в долгий ящик, а начать сейчас. Составьте список организаций, где желаете работать, и обратитесь в кадровые службы.
Допустим, грезите профессией педагога — набирайте номер отдела образования. Не представляете жизнь без белого халата и возможности помогать другим — звоните в соответствующее управление облисполкома. Важно, что вы сами выбираете себе работодателя и гарантированно к нему приходите после окончания вуза. Заказчик может быть из любой сферы, нет требований, в каком населенном пункте он должен находиться и какой формы собственности быть.
Второй вариант — посещать ярмарки вакансий целевой подготовки. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах управлений образования, сайтах учреждений образования.
Изучаем вопрос дальше. Организации могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят нужных специалистов. Затем органы управления формируют цифры целевого набора с учетом планируемого приема. Данная информация аккумулируется в Министерстве образования, направляется организациям — заказчикам кадров и учреждениям образования.
Так вырисовывается третий вариант, самый простой, но он же и самый рискованный — дождаться 1 мая (25 мая — для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей вузов появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться.
Но при этом не во всех случаях будет гарантия заключения договора с конкретной организацией, так как у нее уже может быть подобран круг потенциальных абитуриентов. Необходимо учитывать еще один важный момент: в отдельных сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров. Например, если это главное управление здравоохранения, то будут учитываться потребности региона в медицинских специалистах на дату направления на работу.
Устный экзамен
Внутренний экзамен пройдет в устной или практической форме. Абитуриент тянет билет, вместе с которым ему выдают проштампованный лист — на нем надо изложить ответы на вопросы. Молодой человек готовится за партой, а затем отвечает экзаменационной комиссии. Если возникнут спорные моменты в ходе сдачи испытаний, у каждого абитуриента есть сутки на подачу апелляции. В такой ситуации изучат видеозапись экзамена и лист ответа.
Целевая подготовка по педагогическим специальностям
Сведения о готовности учреждений образования района заключать целевые договоры на педагогические специальности
Наименование учреждения образования |
Потребность в педагогических кадрах в 2024 году (с указанием должностей) |
Должность, контактный телефон ответственного должностного лица в учреждении образования |
Должность, контактный телефон ответственного должностного лица в управлении (отделе) образования |
Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г. Дятлово» |
Педагог социальный – 1; Учитель физики - 1, учитель математики – 1. |
Фабишевская Вероника Петровна |
8(01563)62437 |
Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Дятлово» |
Учитель иностранного языка (английский, немецкий) -1; Учитель русского языка – 1; Учитель математики -1; Учитель обслуживающего труда – 1; Учитель технического труда – 1. |
Нечай Марина Михайловна |
8(01563)63137 |
Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г.Дятлово» |
Учитель иностранного языка (английский, немецкий) -1, Учитель математики – 1. |
Кибинь Иван Збышкович |
8(01563)62450 |
Государственное учреждение образования «Новоельнянская средняя школа» |
Педагог социальный – 1; Учитель русского языка – 1; Учитель физики – 1; Учитель математики – 1; Учитель английского языка -1. |
Круглова Елена Стефановна |
8(01563)63914 |
Государственное учреждение образования «Козловщинская средняя школа» |
Педагог социальный – 1; Учитель физики и информатики -1. |
Данильчик Игорь Владимирович |
8(01563)63148 |
Государственное учреждение образования «Вензовецкая средняя школа» |
Учитель начальных классов -2. Учитель физики и информатики – 1. |
Франюк Анна Ивановна |
8(01563)67045 |
Государственное учреждение образования «Гезгаловская средняя школа» |
Учитель начальных классов – 1; Учитель математики и информатики -1. |
Ненартович Эдуард Иосифович |
8(01563)67425 |
Государственное учреждение образования «Крутиловичская средняя школа» |
Учитель физики - 1; Учитель математики – 1; Учитель физической культуры и здоровья – 1; Учитель русского языка, иностранного языка (английский) -1. |
Гузовский Сергей Аркадьевич |
8(01563)33892 |
Государственное учреждение образования «Раклевичская базовая школа» |
Учитель начальных классов -1; Учитель математики и физики – 2. |
Сокол Наталия Александровна |
8(01563)66388 |
Государственное учреждение образования «Жуковщинская базовая школа» |
Учитель математики и информатики – 1; Учитель русского языка и литературы – 1; Учитель английского, немецкого языка – 1; |
Полуносик Вадим Александрович |
8(01563)32213 |
Государственное учреждение образования «Хвиневичская средняя школа» |
Учитель иностранного языка (немецкий, английский) -1; Учитель истории – 1; Педагог-психолог – 1; Учитель математики и информатики – 1. |
Тилигузова Светлана Вячеславовна |
8(01563)34585 |
Государственное учреждение образования «Детский сад №1 г.Дятлово» |
Воспитатель дошкольного образования – 2; Музыкальный руководитель – 1 |
Лазовская Елена Ивановна |
8(01563)64316 |
Государственное учреждение образования «Детский сад №2 г.Дятлово» |
Воспитатель дошкольного образования – 3; Музыкальный руководитель – 1; Руководитель физвоспитания – 1; Специальный педагог (учитель-дефектолог) -2. |
Усс Светлана Васильевна |
8(01563)64317 |
Государственное учреждение образования «Дворецкий детский сад Дятловского района» |
Воспитатель дошкольного образования – 1; Специальный педагог (учитель-дефектолог) -1. |
Ковальчук Екатерина Николаевна Людмила Леонидовна |
8(01563)34427 |
Государственное учреждение образования «Дятловский районный центр дополнительного образования детей и молодежи» |
Педагог-музыкант – 1. |
Ваниславчик Татьяна Петровна, директор |
8(01563)66958 |
Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр г.Дятлово» |
Педагог социальный – 1. |
Левкевич Екатерина Сергеевна |
8(01563) 27118 |
При заинтересованности выпускников в заключении целевых договоров по тренерским (с указанием конкретного вида спорта) специальностям (тренерская деятельность) можно обращаться в Дятловскую ДЮСШ. Телефон +375 1563 2-71-48 (директор)